ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В АРМЕНИИ: БЕЗ ОСОБЫХ ИНТРИГ, НО С «КАССЕТНЫМ» СКАНДАЛОМ

Итак, 12 мая в Армении пройдут выборы в Национальное Собрание.

По итогам прошлых выборов 2003 года Республиканская партия, «Оринац Еркир» и «Дашнакцутюн» образовали парламентскую коалицию, которая и сформировала правительство. Лидер Республиканской партии – Андраник Маргарян стал премьер-министром, а лидер «Оринац Еркир» Артур Багдасарян – спикером парламента. Однако в июле 2006 года, во многом из тактических предвыборных соображений (как было объявлено – из-за возникших противоречий с партнерами по вопросам внутренней, внешней политики и ситуации с развитием демократии в стране), ОЕ вышла из коалиции, ее лидер подал в отставку; за ним последовала большая часть министров и парламентариев. Спикером парламента был избран Тигран Торосян, член РПА.

Еще одной потерей для властной коалиции стала неожиданная смерть 25 марта этого года премьер-министра А.Маргаряна, шедшего на выборы под первым номером в списке Республиканской партии.

Как следствие, в соответствии с коалиционным межпартийным соглашением, по которому пост премьер-министра был закреплен за старшим партнером по коалиции, вакантное место пришлось занять главе Совета Республиканской партии, секретарю Совета безопасности РА, министру обороны Сержу Саркисяну.

Определенную интригу в межпартийный расклад накануне выборов вносит то,  что С.Саркисян является наиболее вероятным кандидатом в президенты РА, выборы которого пройдут весной 2008 года. Переход на пост премьер-министра может как добавить популярности С.Саркисяну, так и понизить его рейтинг в глазах избирателей. Практически на ходу ему пришлось вносить коррективы в предвыборные кампании РПА – парламентскую и президентскую.

Республиканская партия Армении, официально зарегистрированная в 1991 году, в настоящее время является типичной партией власти, имеет более 30-и тысяч членов, ее парламентская фракция насчитывает 44 мандата. В ее рядах – шесть министров, около трети государственных чиновников высшего и среднего звеньев. РПА рассчитывает укрепить свои позиции в парламенте, в том числе и за счет 27 своих кандидатов в мажоритарных округах.

Одной из особенностей выборов 2007 года является более явный и широкий приход бизнеса в партии, а в отдельных случаях – и прямая реализация бизнес-потенциала в партийных структурах. Начало этому процессу дало не только участие бизнес-элит в предыдущих выборах в НС, но и формирование группой бизнесменов ядра новой партии – Объединенной трудовой, которая, однако, не стала массовой, что резко снижает ее шансы на повторение успеха 2003 года. Серьезную конкуренцию РПА в борьбе за победу на предстоящих выборах реально способна составить только партия «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения», ПА), зарегистрированная в 2006 году, но уже насчитывающая около 370 тысяч членов и имеющая 526 отделений и представительств по всей стране.

Свою широкую известность, обеспечившую массовый приток в свои ряды партия получила благодаря многолетней благотворительной деятельности своего лидера – Гагика Царукяна, одного из самых богатых бизнесменов Армении, президента концерна «Multi Group» и главе Национального олимпийского комитета РА.

По мнению многих экспертов, одной из задач этой партии на выборах в парламент 2007 года является привлечение голосов потенциально протестного электората, то есть та роль, которую в свое время сыграла партия «Оринац Еркир».

Поэтому говорить о противостоянии РПА и ПА не приходится. В то же время, отношения между ними вписываются в схему партнеры-соперники, и они не откажутся, при возможности, отобрать друг у друга голоса избирателей. По разным оценкам, обе эти партии могут набрать 27-31 процент голосов избирателей.

В этом же плане интересен и другой долгосрочный предвыборный проект – самораскрутка лидера Народной партии (НП) Тиграна Карапетяна посредством принадлежащей ему телекомпании «АЛМ» и его личное участие в информационно-аналитических, политических и развлекательных передачах и шоу, которое принесло ему широкую популярность, особенно в сельских районах страны. Результаты выборов должны показать, как успешно эта популярность будет конвертирована в политический рейтинг, и насколько удачно им была подобрана телеаудитория.

Альтернативной приходу большого бизнеса в политику мобилизацией протестного потенциала могла бы стать, как и в большинстве других постсоветских государствах, идея борьбы с коррупцией как основной причиной неудовлетворительного социально-экономического положения подавляющего большинства населения.

Однако оппозиция, объединенная под этими лозунгами в такие общественные организации, как «Антикриминал» и «Альтернатива», неспособны повести за собой сколь-нибудь значимую часть избирателей, поскольку под модными лозунгами они возглавляются и состоят, как правило, из бывших  госаппаратчиков и функционеров Армянского общенационального движения (АОД), правившего в 1991-99 годах, призывы которых к борьбе с коррупцией не вызывают особого доверия и воспринимаются населением не иначе, как с иронией.

Третьей партией, которой практически гарантировано преодоление 5-процентного проходного барьера, является Армянская революционная фракция «Дашнакцутюн», которой в этом году исполняется 117 лет. Символично, что в ее предвыборном списке фигурирует 117 фамилий. Фактически, это единственная крупная партия Армении, имеющая четкую программу и идеологию, с вековой традицией коллективного принятия решений и стабильной электоральной базой – в 10-12 процентов. Дашнакцутюн является общеармянской партией, имеющей отделения в более чем 30 государствах мира.

В отличие от Г.Царукяна, неоднократно заявлявшего об отсутствии у него президентских амбиций, «Дашнакцутюн» уже заявила о готовности выставить своего кандидата на президентских выборах 2008 года, фамилия которого пока не разглашается.

АРФД последовательна и активна по ряду внешнеполитических вопросов – в первую очередь, таких, как международное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики и геноцида армян в Османской Турции, повышение автономного (культурно-автономного) статуса Джавахка (армянонаселенного Самцхе-Джавахетского района Грузии).

Несмотря на то, что партия сейчас входит в правящую коалицию, при определенных обстоятельствах она может перейти в оппозицию.

Хотя ряд социологических опросов и показал некоторое снижение числа ее сторонников, ощутимые успехи армянской дипломатии в последние несколько лет – как, собственно, Республики Армения, так и Диаспоры – в деле международного признания геноцида вполне способны добавить ей голосов на предстоящих парламентских выборах.

Оппозиционное поле перед выборами представлено более широко, но оно и более раздроблено.

Из оппозиционных партий возможность пройти в парламент имеют, в первую очередь, Народная партия Армении (НПА) и партия «Национальное Единение» (НЕ). Однако необходимо отметить, что даже в случае преодоления ими избирательного порога, на работу парламента они смогут оказывать весьма скромное влияние.

То, что на этот раз практически все оппозиционные партии пойдут поодиночке, стало следствием не только изменений, внесенных в Избирательный кодекс РА, по которому проходная планка для блоков была поднята до 7 процентов, но и нежелание Народной партии Армении и ее лидера Степана Демирчяна играть роль объединителя оппозиционных сил.

На предыдущих выборах в 2003 году предвыборный блок «Справедливость», ядром которого была НПА, имеющая около 30 тысяч членов, провел в парламент ряд представителей многих мелких оппозиционных партий, из которых была сформирована одноименная оппозиционная фракция. Однако это размыло индивидуальный имидж Народной партии Армении, а пассивность фракции и длительный бойкот ею заседаний парламента в глазах многих сторонников НПА выглядят непродуктивными и неоправданными, что в плане намерений С.Демирчяна баллотироваться на пост президента является сейчас просто недопустимым.

Кроме того, он должен учесть и снижение своего рейтинга из-за сокращения имиджевых ассоциаций его с отцом – Кареном Демирчяном, который долгое время был первым секретарем Коммунистической партии Армянской ССР, триумфально вернулся в политику в 1999 году, стал председателем Национального Собрания РА и был расстрелян во время теракта в парламенте 27 октября 1999 года.

Особенность поведения на внутриполитической арене партии «Национальное Единение», которая реально способна побороться за места в НС, заключается в выражении ее лидером —  Арташесом Гегамяном, который также не скрывает и своих президентских амбиций, — постоянной готовности к созданию широких оппозиционных коалиций и блоков с отказом в последнюю минуту от активного участия в них под различными благовидными предлогами. Это создает НЕ имидж хоть и оппозиционной, но реально работающей на интересы властей партии.

На политической сцене Армении после пика национального движения конца 80-х – начала 90-х годов за редким исключением не появилось новых самостоятельных лидеров с более-менее разработанной и понятной для большинства населения Армении программой. Хотя потребность и ожидания их появления, как показывает высокий интерес к новым лицам в политике, очень высок. Об этом говорят, в частности, многотысячные митинги, которые собирали в Ереване в середине-конце 90-х годов Аркадий Вартанян и лидер партии «Новые времена» Арам Карапетян. Однако размытость их программ, очень схожих с программами как оппозиционных, так и провластных партий, быстро растрачивала этот интерес.

Созданная непосредственно «под выборы» 1999 года партия «Оринац Еркир» набрала на прошлых выборах около 148 тысяч голосов – 12,49 процента. Выход партии в мае 2006 года из коалиции многими в Армении был расценен как слишком раннее начало предвыборной кампании партии и лично Артура Багдасаряна, также желающего выставить свою кандидатуру на президентских выборах в будущем году, и вызвал непонимание у значительной части членов и сторонников партии. Ряд депутатов и бизнесменов покинули ее ряды, что значительно снизило интеллектуальный и финансовый потенциал партии.

А.Багдасарян попытался занять пустующую в настоящее время нишу прозападной партии (активную прозападную ориентацию в Армении занимают лишь несколько мелких партий, не имеющих никаких шансов пройти в парламент). Это выделило бы «Оринац Еркир» на фоне остальных политических сил (в первую очередь, РПА), которые поддерживают проведение политики сбалансированного комплементаризма, обусловленного реалиями как экономического, так и военно-политического характера. Для самоутверждения себя как прозападной партии у ОЕ было время, по крайней мере, до окончания президентских выборов 2008 года, поскольку в выборный период тональность заявлений властей, как правило, приобретает более выраженный пророссийский характер – во избежание потери поддержки Москвы, что автоматически было бы воспринято избирателями как ухудшение экономических перспектив Армении, особенно в плане получения энергоносителей по льготным ценам.

Несмотря на коррекцию партийного имиджа, смену внешнеполитических приоритетов и электоральной базы, потерю финансовой поддержки и значительного числа сторонников, ОЕ все еще имела шансы прорваться в парламент. Однако, как представляется, окончательный крест на подобные надежды, а возможно, и вообще на продолжение успешной политической карьеры А.Багдасаряна, поставил разразившийся «кассетный скандал».

22 и 26 апреля газета «Голос Армении» опубликовала запись беседы лидера «Оринац Еркир» с вице-послом посольства Великобритании в РА Ричардом Хайденом, имевшую место предположительно в феврале этого года в одном из ресторанов Еревана.

Во время беседы А.Багдасарян пытался заручиться согласием на вмешательство международных организаций в предвыборные процессы. В частности, предлагал еще до выборов инициировать выражение озабоченности со стороны Европейского Союза соблюдением открытости и общепринятых демократических норм в предвыборной кампании и получить гарантии поддержки своим будущим заявлениям уже после выборов о якобы имевших место серьезных нарушениях.

Опровержения публикации со стороны А.Багдасаряна не последовало, официальное заявление партии «Оринац Еркир» было выдержано в нейтральных тонах, а проведенная Службой национальной безопасности РА экспертиза подброшенного в редакцию газеты CD с записью беседы подтвердила ее подлинность. Президент Армении уже охарактеризовал поведение А.Багдасаряна как предательство.

В Армении реально имеются  все предпосылки для проведения открытых и честных выборов – в первую очередь, из-за того, что объективно сложившийся расклад предпочтений избирателей практически гарантирует и партии власти, и провластным силам (партии «Процветающая Армения») не только прохождение в парламент, но и способность создания ими коалиционного большинства, которое  после выборов сформирует кабинет министров.

Слабость же оппозиции предопределяет неспособность оказания ею заметного влияния на внутриполитические процессы в Армении.

Кроме того, поскольку это будут первые выборы после присоединения РА к Плану действий политики Европейского Соседства (AP ENP), соблюдение демократических принципов в ходе предвыборной кампании и во время самих выборов находится под пристальным вниманием международных организаций и ведущих государств мира.

В этой ситуации власть, которая готовится обеспечить легитимность своей преемственности, крайне заинтересована в проведении прозрачных и честных выборов.

По большому счету, их результаты практически никак не отразятся на внешнеполитических приоритетах Армении. А основная внутриполитическая интрига выборов заключается в том, каким окажется распределение голосов между Республиканской партией и партией «Процветающая Армения», а именно – отношения какого характера будут заложены между этими двумя партнерами-соперниками.


26 апреля 2007 года