Коррекция системы безопасности на Южном Кавказе

Сергей Саркисян


Армения, как и Грузия и Азербайджан, находится на этапе коррекции системы безопасности всего региона Южного Кавказа.

Та система, которая так или иначе имела место после распада «советской» системы безопасности, уже перестала удовлетворять страны региона, и прежде всего — Грузию и Азербайджан, поскольку решение в ее рамках имеющихся в этих государствах проблем оказалось не соответствующим стратегическим планам их развития. В первую очередь это касается вопроса разрешения конфликтов – Абхазского, Югоосетинского и Карабахского, а во-вторую – проблем экономического характера.

Поэтому власти этих стран, особенно Грузии, пытаются решить их уже в рамках другой, новой, если можно так сказать – «проНАТОвской» системы безопасности.

Вероятность прихода к «нужному» для Тбилиси и Баку решению, по крайней мере, территориальных проблем, при переходе в новую систему безопасности  невысока, поскольку в условиях поддержки Россией непризнанных государств Южного Кавказа, это приведет, скорее всего, к дальнейшему усилению конфронтации в их отношениях с Сухуми, Цхинвали и Степанакертом. Однако в рамках «старой» системы безопасности перспективы их разрешения при существующих тенденциях вообще равнялись нулю.

В рамках новой системы безопасности Тбилиси и Баку уже усиливают и будут продолжать усиливать силовое давление на непризнанные государства, в том числе, и путем широкой модернизации своих Вооруженных сил с приведением их к стандарту НАТО.

В условиях неравенства экономик Армении и Азербайджана одним из вариантов поддержания имеющегося баланса вооруженности в зоне Карабахского конфликта является сохранение Арменией своего положения в системе Организации Договора о коллективной безопасности.

В военно-политическом аспекте союзнических отношений с другими членами ОДКБ, немаловажную роль играет и  возможность приобретения Арменией оружия, в первую очередь, российского производства при оптимальном соотношении качество\цена позволит ей обеспечить, по крайней мере, на ближайшее время, военную составляющую своей безопасности.

Что касается экономической составляющей безопасности, то возможный переход Армении в «новую» систему может привести к неоднозначным последствиям.

С одной стороны, Армения, находящаяся в полублокаде, весьма чувствительна к экономическим отношениям с Россией и Ираном.

С другой – осуществляющиеся в «новой» системе безопасности экономические проекты, такие, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, проекты строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки, частично – ТРАСЕКА и т.п., – не предлагают Армении каких-либо кардинальных изменений в степени  ее вовлеченности в региональную и мировую экономику.

Что касается безопасности РА в политической сфере, то новая система может оказаться более дееспособной, поскольку в ее рамках возможно и более вероятно оказание действенного давления на государства, которые представляют для Армении угрозу ее безопасности – Турцию и Азербайджан.

Одним из показателей этого является оказание США – кстати, единственной страной в мире, – прямой финансовой помощи НКР.

На завершившейся неделю назад конференции «SPECTRUM» «Между Каспийским и Черным морями: новые вызовы и возможности для Южного Кавказа», представители НАТО г-жа Д. Афентули и г-н Р. Ражукс неоднократно говорили о том, что эта организация не заставляет государства Южного Кавказа менять свои внешнеполитические приоритеты и ориентиры, а предлагает свое видение решения проблем, предоставляет выбор между системами региональной безопасности.

В качестве иллюстрации можно привести такой пример. Одним из следствий активизации НАТО в регионе Каспийского моря стал запуск Россией новых инициатив в системе обеспечения региональной безопасности – в частности, программы по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия KASFOR — по аналогии с «BlackSeaFor», созданной в 2001 году группировкой кораблей стран Черноморского бассейна. Цели и задачи этой программы во многом схожи с целями и задачами программы стран НАТО «Каспийский страж». Теперь прикаспийские государства имеют реальную возможность выбора более подходящей для их безопасности программы, а возможно, и взаимодополняющее участие в них обеих.

В заключение хочу отметить, что отношение граждан Армении к НАТО как к системе безопасности в регионе имеет стабильную тенденцию к улучшению, и будет развиваться в зависимости от дальнейшего наполнения конкретикой уже осуществляемых или перспективных экономических, социальных, политических и военных программ НАТО на Южном Кавказе.


28 октября 2005 года