Начало переговоров Европейский Союз – Турция и Армения

Рубен Сафрастян

 

Государства-члены ЕС после длительных конфиденциальных обсуждений и многочисленных взаимоисключающих публичных заявлений, 3 октября этого года в Люксембурге приняли решение о начале переговоров с Турцией по вопросу ее членства в этой организации. Уже обнародованы принципы ведения этих переговоров и окончательный текст документа, в котором сформулированы обсуждаемые в ходе них проблемы, одобренные как Европейским Союзом, так и Турцией.

Отношения Европа – Турция имеют важное значение для Армении, поскольку евроинтеграция провозглашена одной из важнейших стратегических целей нашего государства. Кроме того, многие в Армении надеются, что в ходе переговоров с Турцией Европейский Союз окажет на нее давление, требуя отказаться от применяемой в отношении Армении политики «принуждения», открыть границу с Арменией и признать геноцид армян.

Между тем, в самой Турции отношение к членству в ЕС далеко от однозначно позитивного. Обычно отмечается, что, согласно опросам, только три честверти населения выступают «за». Однако в последнее время были опубликованы и данные, свидетельствующие о том, что лишь немногим более половины населения считает, что для Турции  предпочтительно членство в ЕС. Эти данные позволяют говорить об определенном расколе в турецком обществе по этому вопросу.

Даже армия, которая традиционно поддерживала все прозападные инициативы, не единодушна в этом вопросе. Ее руководство опасается, что став членом ЕС, Турция будет вынуждена ограничить доминирующую роль военных в политической жизни страны, кроме того, ей запретят применять силу против курдских повстанцев.

Раскол по этому вопросу есть и в правящей происламской партии «Справедливость и развитие» лидеры которой увязывают свое политическое будущее с позитивным разрешением вопроса о членстве Турции в ЕС. 3 октября, когда в напряженной обстановке министры иностранных дел государств-членов ЕС обсуждали варианты документа о начале переговоров с Турцией, не менее напряженная обстановка царила и на встрече премьер-министра и одновременно лидера ПСР Реджепа Тайип Эрдогана с группой влиятельных членов партии, многие из которых грозили покинуть ее ряды, если Турция согласится начать переговоры на основе предлагаемых в этом документе принципов.  Только применив свой богатый опыт и политическую гибкость, Эрдогану удалось спасти ПСР от раскола. Сторонники членства Турции в ЕС в его партии считают,  что в этом случае будет возможно максимально использовать предусмотренные в дальнейшем демократические преобразования и снять введенные  кемалистами-основателями Турецкой Республики ограничения в отношении ислама, а их оппоненты, напротив, утверждают, что в случае члентсва в ЕС мусульманская Турция подпадет под влияние христианской Европы.

Среди других влиятельных политических сил страны, представляющая кемалистов Народная республиканская партия также против начала переговоров на основании этого документа, а националистическая пантюркистская партия Националистического движения и крайняя происламистская партия Счастья выступают категорически против вообще вхождения в ЕС.  Отрицательный подход националистов к проблеме членства в ЕС обусловлен опасениями того, что курды, воспользовавшись требуемыми ЕС демократическими преобразованиями, создадут предпосылки для отделения от Турции и независимости. Они не исключают, что ЕС может оказать давление на Турцию и в Армянском вопросе,  вынудив ее пойти на односторонние уступки.

И военная верхушка страны, и националисты против каких бы то ни было уступок в вопросе Кипра. Они считают, что турецкие войска должны оставаться в северной части Кипра, поскольку тем самым Турция обеспечивает свою доминирующую роль в регионе Восточного Средиземноморья.

Безусловными сторонниками членства Турции в Европейском Союзе являются педставители тех слоев турецкого капитала, которые слились с европейским капиталом. Кроме того, есть множество сторонников и в самых широких слоях населения, которые надеются, что для них создастся возможность жить и работать в Европе.

В настоящий момент ситуация в Турции свидетельствует о том, что выдвинутое кемалистами видение однородного государства и общества сдает позиции, и  евроинтеграция лишь ускорит этот процесс.

 

Армения: интересы и ожидания

Интересы Армении требуют, чтобы до того, как стать членом ЕС, Турция признала бы Геноцид, открыла границы с Арменией и, в более общем плане, отказалась бы от ведущейся политики «принуждения».

Лидеры государств-членов ЕС, представители различных структур этой организации, многократно выступали с проармянскими заявлениями, Европейский Парламент принимал соответствующие резолюции, однако в документе, предопределяющем ход переговоров ЕС-Турция нет ни одного, в отличие от Кипра, положения, имеющего прямое отношение к Армении. С этой точки зрения, однако, может иметь значение только то положение документа, которое требует, чтобы Турция улучшила (отрегулировала – ГН) отношения с соседями. Это означает, что Европейский Союз не рассмтаривает эти проблемы как первоочередные.

Было бы интересно провести сравнение с дипломатическими проявлениями по Армянскому вопросу конца XIX – начала ХХ веков. Нужно признать, что с сугубо формальной, документальной точки зрения ситуация в тот период была более благоприятной для армянства, поскольку необходимость решения Армянского вопроса, пусть даже в резко ³Õ׳ïí³Í и фактически искаженном виде – в формулировке о необходимости проведения реформ в Западной Армении, нашла отражение в ряде международных юридических документах, начиная от Сан-Стефанского и Берлинского договоров, под которыми стоит подпись и представителей Османской империи.

В наши дни нет ни одного международного юридического документа, под которым была бы подпись Турции и в соответствии с которым были бы взяты какие-либо прямые обязательства о нормализации отношений с Арменией. К сожалению, заявления европейских лидеров не отразились даже в отмеченном выше документе, который, фактически представляет собой перечень требований ЕС к Турции, а решения Европейского Парламента имеют для государств-членов ЕС только совещательный характер.

Однако в сложившейся ситуации армянство имеет важнейшее, принципиальное преимущество по отношению со своими предками.  Это независимая Республика Армения, что дает возможность проводить на принципиально ином, значительно более высоком уровне политику на мировой арене. Если к этому добавить организованную и целенаправленно действующую диаспору, то можно ожидать, что при соответствующих взвешенных действиях и гибкости, а также при продуктивной предварительной работе, важную часть которой должна составить лоббистская деятельсность в европейских столицах, будет возможно сделать требования Армении к Турции частью требований ЕС к Турции.

Что и говорить, вероятность осуществления данной цели кажется не очень большой. Однако впереди как минимум отрезок в десятилетие, поскольку по меньшей мере столько продлятся переговоры ЕС – Турция, а это немалый срок. Альтернатива тому – попытка путем двусторонних переговоров с Турцией разрешить проблемы Армении с Турцией, приведет в тупик, поскольку верхушка этого государства все еще не выказывает ни малейшей готовности поменять свою жесткую, презрительную позицию в отношении Армении и армянства.

 

31 октября 2005 года