Сергей Шакарянц
В начале августа 2005 года грузинские эксперты-железнодорожники должны были прибыть в Абхазию с тем, чтобы начать фактическую проверку состояния железнодорожного полотна Сочи-Сухуми-Тбилиси.
Все работы должны быть завершены не позднее 1 октября этого года. В частности, планировалось начать обследование участка путей Псоу-Ингури (Зугдидский район Грузии).
На последнем заседании Рабочей группы по возобновлению сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию стороны были едины во мнении, что проект по восстановлению движения Сочи — Тбилиси реализовывать необходимо. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, одним из важных аспектов проблемы является то, что «в настоящее время уже формируются транспортные системы, предусматривающие освоение транзита Азия — Европа, минуя транспортную инфраструктуру России и республик Закавказья», что, в случае успешной реализации, может привести к потере огромных транспортных потоков.
Однако грузинские эксперты не приехали. Тбилиси и Сухуми обменялись обвинениями в адрес друг друга. Далее последовала череда событий:
– 10 августа было принято решение всё же начать обследование путей без грузинских экспертов;
– 10 августа президент Абхазии Сергей Багапш принял делегацию послов стран, входящих в Группу друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, по их просьбе, которые не только поздравляли его с избранием главой абхазского государства, но и недвусмысленно намекнули, что в дальнейшем США и ЕС более активно будут вмешиваться в процесс урегулирования абхазо-грузского конфликта;
– 11 августа Сухуми объявил о проведении 15-19 августа крупномасштабных военных учений. По словам министра обороны Абхазии Султана Сосналиева, цель учений заключалась в отработке тактико-полевых задач, уничтожении условного противника, который осуществит высадку морского десанта, и мобильно-оперативное привлечение резерва, для отражения атак, как с моря, так и с гор;
– почти параллельно появились обращения общественных организаций Южной и Северной Осетий к президенту РФ Владимиру Путину о воссоединении обеих Осетий, а также обращение более 15 неправительственных общественных организаций, входящих в координационный Совет граждан России в Абхазии — русской, армянской, греческой, еврейской, польской и др.общин, на имя Путина c просьбой признать Абхазию независимым государством и решить вопрос об её вхождении в РФ на правах ассоциированных отношений, ибо «Абхазия с 1810 года с Россией». «Более 80% населения Республики Абхазия являются гражданами России и число граждан России, проживающих в Абхазии, растет с каждым днем», — отмечалось в обращении. Координационный Совет общественных организаций граждан России в Абхазии подчеркнул, что «Абхазия не входит в состав Грузии и вольна решать свою судьбу самостоятельно»;.
– с 12 августа в абхазском городе Ткуарчел начал работать консультационный пункт Пенсионного фонда РФ;
– в тот же день грузовая машина российских миротворцев была задержана сотрудниками департамента конституционной безопасности Абхазской АР (структура в изгнании, функционирующая в Тбилиси) около моста через реку Ингури, а на посту грузинских правоохранительных органов около села Тквиави (зона осетино-грузинского конфликта) были задержаны военнослужащие российского батальона миротворческих сил СНГ. В обоих случаях были предъявлены обвинения в перевозке контрабандного товара.
Хотя эти событиями не привели к очередному обострению ситуации в отношениях между как Грузией и Россией, так и Грузией и Абхазией, секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба заявил, что никто не исключает применения силы в отношении Абхазии. Лакоба не исключил и того, что президент Грузии может по своей инициативе начать какие-то действия в зоне Абхазского конфликта, что «крайне опасно, прежде всего, для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан».
Ссылка на БТД не случайна: во-первых, в Турции актизировалось курдское движение, и турецкая армия проводит в районе нефтепровода БТД, по сути дела, военно-карательные операции. Во-вторых, у России и Турции есть общие интересы в сфере транспортировки нефти и газа, и попытки Украины и Грузии организовать доставку нефти из порта Супса в Одессу не входят в планы ни Москвы, ни Анкары. Замечу, что некоторые американские эксперты начали публично выражать опасения, что Россия и Турция могут объединить усилия в деле ограничения влияния США в Черноморском регионе. Главный эксперт Центра перспективных стратегий безопасности Института «Хадсон» (Hudson Institute) Ричард Уейтз (Richard Weitz) считает, что Россия и Турция объединенными усилиями могут противодействовать американской политике в таких направлениях, как развертывание кораблей противоракетной обороны США в Чёрном море и инициирование «цветных революций» в странах по соседству.
В контексте отношений Москвы, Вашингтона и Анкары Абхазия, по словам Лакобы, «это своего рода лакмусовая бумажка, по которой можно предугадать будущее Кавказа». Однако, если с точки зрения энергетических проектов Абхазия не представляет интереса в силу своего географического положения, то как связующее звено российской-иранской инициативы Север-Юг, она, напротив, играет существенную роль, а восстановление железнодорожной магистрали через Абхазию в определенной степени снижает эффективность транспортного коридора Восток-Запад, лоббируемого США.
Скорее всего, неучастие грузинских экспертов в мероприятиях по началу проверки состояния железнодорожного полотна в Абхазии можно рассматривать и в свете негативного отношения США к стратегическому проекту коммуникаций Север-Юг. В свою очередь, это означает, что процесс восстановления транзитного железнодорожного сообщения через Абхазию будет торпедироваться.
Магистраль Сочи-Сухуми-Тбилиси имеет серьезное значение не только для Абхазии и Грузии, но и для Армении. В случае, если бы все договорённости, достигнутые в рамках трехсторонних переговоров (Россия-Абхазия-Грузия) в июле этого года, начали бы действовать в полном объёме, то для нашей страны в скором времени открылся бы через территорию Грузии и России прямой путь на мировые рынки. Однако, как можно заметить, главными противниками вывода Армении из изоляции посредством реабилитации и задействования традиционных коммуникаций выступают страны, от которых в той или иной мере зависит наше государство. Учитывая непростую ситуацию, складывающуюся как внутри, так и вокруг Турции, можно считать, что сухопутная «полублокада» Армении грозит затянуться на долгую и неопределённую перспективу.
P.S. Кстати, уже цитируемый секретарь Совбеза Абхазии отметил, что «тенденции в Абхазии, а значит и в Черноморском регионе, будут иметь значение и для таких стран, как Армения. В 1919 году был период, когда при англичанах Армения получила выход в море – к Батуми. Это сейчас тщательно вуалируется, наверное, происходит какая-то переоценка ориентиров».
5 сентября 2005 года