Комментарий Сергея Саркисяна агенству АрмИнфо
Прагматичное решение о вступлении в ЕврАзЭС осложнит проведение Арменией стратегического курса на евроинтеграцию, которая возможна в отдаленной перспективе.
Затягивание переговоров о вступлении России в ВТО повысило ее активность по развитию Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, а на правах наблюдателей присутствуют Армения, Молдова и Украина. Учрежденное в октябре 2000 года, ЕврАзЭС своими целями определило создание между государствами-членами режима свободной торговли, единого таможенного тарифа и согласования своих позиций при вступлении в ВТО. Несмотря на объективную критику, ЕврАзЭС сейчас является наиболее развитым действующим региональным объединением на постсоветском пространстве.
Одним из основных итогов прошедшего 15-17 августа неформального саммита глав государств-членов этой организации стало решение о формировании Белоруссией, Россией и Казахстаном Таможенного союза с принятием конкретной программы по доработке пакета документов по этому вопросу. Остальные государства-члены смогут присоединиться к нему в дальнейшем — по мере принятия соответствующих юридическо-договорных обязательств. Участие стран- членов ЕврАзЭС сразу в двух таможенных союзах — в рамках ВТО и ЕврАзЭС — вполне возможно на основе применения механизма компенсации потерь.
Еще одним итогом саммита является решение о подготовке на уровне глав правительств проекта «Концепции формирования общего энергорынка государств ЕврАзЭС». Представляется, что наибольший экономический эффект, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, государства-члены этой организации ощутят от унификации тарифов на транспорт и цен на продукцию природных монополистов — в первую очередь, на энергоносители. Присоединение в январе этого года к ЕврАзЭС Узбекистана и возобновление переговоров о вступлении в него Украины позволяет говорить о том, что именно ЕврАзЭС станет преемником СНГ. А после его возможного объединения в одну структуру с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), к чему есть достаточно серьезные предпосылки, произойдет окончательное формирование структуры этой новой международной военно-политической и экономической организации.
Заинтересованность Москвы (и Казахстана) в существовании такой организации, в том числе, и для усиления своих позиций в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, в условиях высоких цен на энергоносители приведет к созданию в рамках ЕврАзЭС системы экономических преференций, значительно более высоких, чем в рамках двусторонних партнерских межгосударственных соглашений, что весьма актуально в условиях ожидания резкого увеличения цены на экспортируемый ими газ. Россия, таким образом, приступает к интенсивной реализации своего интеграционного проекта на постсоветском пространстве, с весомой военно-политической составляющей, но подкрепленной реальными экономическими дотациями.
В этой ситуации Армении, которой до недавнего времени удавалось поддерживать разный уровень сотрудничества с ОДКБ и ЕврАзЭС, придется либо подтвердить свое членство в новой организации, либо выйти из нее. Статус наблюдателя, который Армения имеет сейчас в ЕврАзЭС, в новой, жесткой структуре станет не более чем декларацией о намерениях, не приносящей ей никакой практической пользы. Одним из основных моментов, напрямую затрагивающих вопрос обеспечения Арменией военной составляющей своей безопасности, станет потеря возможности приобретения ею российского вооружения и военной техники по внутрироссийским, то есть более низким ценам.
С другой стороны, прагматичное решение о вступление в ЕврАзЭС осложнит проведение Арменией стратегического курса на евроинтеграцию, а в отдаленной перспективе — вступление в ЕС. В этой ситуации армянской дипломатии потребуется проявить весь свой профессионализм, чтобы определить в новых условиях «российского» и «европейского» интеграционных проектов «золотую середину» и сохранить приверженность Армении политике комплементаризма.
23 августа 2006 года